Реклама

Знаменитые люди: Плутарх Афинский (философ)

Плутарх Афинский (начало 5 в. н.э.) - античный философ-неоплатоник, глава платонической школы (названной по традиции "афинской Академией"), которую он фактически возобновил после большого перерыва в своем частном доме.

Все его сочинения утрачены. Был известен как комментатор Платона (комментарии к диалогам Федон, Парменид, Горгий) и Аристотеля (О душе), и как большинство поздних комментаторов, стремился примирить и согласовать мнения Платона и Аристотеля там, где они, как кажется, высказываются о предмете по-разному.

Оказал влияние на позднейших комментаторов-неоплатоников (Иоанн Филопон). В собственных трактатах уделял внимание разработке учения о едином и о душе (особ. о ее главнейших способностях - способности составлять мнение ("докса") и представлять ("фантасия").

Недостаток сведений не позволяет уверенно реконструировать концепцию Плутарха Афинского. Для построения своей философии Плутарх детально использовал "Парменида", вершину платоновского богословия, указав тем самым на характерный для своего времени синтез прогрессирующего магического теургизма, самой настоящей практической магии, с тонкой категориальной диалектикой. Чтение Плутархом в Академии платоновских и аристотелевских текстов было той базой, на которой быстро выросли две традиции школьного платонизма V века: афинская и александрийская. Марин в жизнеописании Прокла (гл. 12) сообщает, что с Плутархом Прокл прочел "О душе" Аристотеля и "Федона" (или "О душе") Платона.

Главное положение философии Плутарха сводится к общему неоплатоническому учению о трех основных ипостасях - Едином, Уме, Душе. Пять уровней триипостасной теории Плутарх приводит в соответствие с первыми пятью гипотезами-ипостасями платоновского "Парменида". Первая ипостась у Плутарха именуется не "единым" и не "благом", но просто "богом". Вторая ипостась, как и характерно для неоплатонизма в целом, у Плутарха Ум, третья - Душа; но, развивая общую триипостасную теорию, Плутарх устанавливает четвертую ипостась в виде материального эйдоса, а пятую - в виде "материи".

Что касается остальных гипотез, которых Плутарх насчитывает не восемь, как в "Пармениде" Платона, но девять (эту девятую гипотезу предполагали уже Порфирий и Ямвлих), то под шестой гипотезой Плутарх понимал чистую чувственность (то есть понимал эту гипотезу как нелепость); под седьмой - также нелепость, познавания и познаваемого; под восьмой - учение о подобии знания, сновидческим и теневым образом; под девятой - само это "сновидческое воображение". Однако для развития общей концепции неоплатонизма большую важность представляет именно общая методология использования гипотез платоновского "Парменида".

Плутарху Афинскому принадлежит важное и почти уникальное для античности учение о фантазии: чувственные предметы приводят в движение нашу чувственность, а чувственность приводит в движение наше чувственное представление. Это образное представление, по Плутарху, отражает не только сами чувственные предметы, но и их формы, их эйдос, и эти формы в нём закрепляются. Фантазия возникает именно когда эти чувственные формы закреплены в сознании и специально в нём выражены; другими словами, образно-чувственные представления фантазии и не суть целиком образны и не суть не целиком чувственны.

Одним из его самых известных учеников был Гиерокл Александрийский. После Плутарха Академию возглавил Сириан.

Эта статья относится к следующим категориям: