Афинский акрополь представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной длиной около 300 метров и шириной в 170 метров. Акрополь в древнегреческом городе - это возвышенная и укреплённая часть города, так называемый верхний город, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. На протяжении тысячелетий Акрополь является символом Афин, священная скала, звено, которое связывает великолепие древнегреческой цивилизации с современностью. Афинский Акрополь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые укрепления появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. В Эрехтейоне - одном из храмов комплекса Акрополя, были найдены предметы, принадлежащие эпохе раннего и среднего бронзового века .
В микенский период (XV-XIII вв. до н.э.) были возведены стены вокруг Акрополя и Акрополь становится резиденцией местного правителя. Стены того периода называют "циклопическими", из-за крупных камней, которые по преданию сложили легендарные циклопы.
В VII-VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н.э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Были возведены три храма и монументальные ворота. Чуть позже добавлены два театра – Диониса и Герода Аттика.
Вход в Акрополь находится на западной, пологой стороне холма. Это знаменитая коллонада Пропилей, построенная в V веке архитектором Мнесиппом. Пропилеи можно разделить на центральную часть и два крыла, обращенных к посетителю. В левом крыле находилась Пинакотека - своего рода художественный музей, где в античное время хранились произведения живописи. Внутри и вокруг Пропилей стояли посвятительные дары и статуи богов.
На юго-западе Пропилей находится храм богини Ники, построенный по проекту Калликрата во второй половине V века. Сам храм расположен на т.н. "пиргосе" - части древних киклопических укреплений, защищавшей самое слабое место в обороне Акрополя - его ворота. Культ Ники на этом месте существовал еще с архаической эпохи, о чем свидетельствуют проводившиеся раскопки.
Храм Афины Ники был построен во время Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Храм установлен на высокой скале, облицованной мрамором. Храм был местом поклонения Афине Нике и, одновременно, наблюдательным пунктом за морем. Легенда гласит, что именно здесь ожидал царь Афин Эгей возвращения с Крита своего сына – Тесея, и, увидев, черные паруса, ошибочно поднятые над кораблем Тесея, решил, что Тесей погиб и бросился в море вниз со скалы. Храм выполнен из мрамора и оба фронтона украшены четырьмя ионическими колоннами. В 1686 году храм был разрушен турками и восстановлен в первой половине XIX века.
Из Пропилей посетитель выходит через восточный портик на территорию основного святилища Акрополя. Справа видны остатки некогда блистательного храма Артемиды Бравронии и здания Халкотеки (места, где хранились посвятительные дары), а прямо по центру возвышается Парфенон, оставляющий неизгладимое впечатление величием, масштабами и, в то же время, утонченностью своей конструкции.
Парфенон является символом Афин. Храм был построен под руководством Фидия в честь богини Афины Паренос (Девы). Храм был окружен 10-метровыми дорическими колоннами. На фризе храма были представлены сцены из греческих мифов и отдельные сюжеты Троянской войны. Для создания идеального зрительного впечатления в конструкции храма соблюдались пропорции "золотого сечения". Внутри храма находилась знаменитая статуя Афины из золота и слоновой кости с Никой на правой руке. Статуя участвовала в ежегодной Панафинейской процессии, сопровождавшейся жертвоприношением животных, музыкальными и атлетическими состязаниями. В эти дни жрецы одевали статую в новую одежду, изготовленную лучшими мастерицами города.
По преданию, на том месте, где сейчас возвышается храм Эрехтейон, Посейдон и Афина вступили в спор за право быть покровителем города: Посейдон ударил трезубцем по скале, а Афина сотворила оливковое дерево. Храм был назван в честь мифического афинского царя Эрехтея. В отличие от других храмов, построенных в классический период, Эрехтейон ассиметричен, стены прорезаны окнами. Храм возведен на разных уровнях и разделен внутри на три помещения. Карниз портика с южной стороны храма поддерживают не колонны, а 6 кариатид – это статуи девушек, выполненные в виде колонн, оригиналы которых сейчас находятся в музее Акрополя. Внутри храма находились святилища мифических афинских царей Эрехтея и Кекропа, а также Афины и Посейдона.
С распространением христианства и особенно с 6 века н.э., храмы Акрополя были превращены в христианские церкви. В V веке Парфенон стал церковью Богоматери (Деве Марии, который тогда назывался Панагия Афиниотисса), статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. В конце 11 века н.э. стал резиденцией митрополита Афин. Эрехтейон был превращен в церковь Христа и Девы Марии, храм Афины Ники - в церковь и Пропилеи - в резиденцию епископа. Акрополь стал городом-крепостью на скале.
Во время франкского периода (1204-1456), Пропилеи становятся дворецом франкских правителей.
После завоевания Греции турками (1456-1833) Акрополь стал крепостью города, местом дислокации турецкого военачальника. Храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона.
В 1687 году во время Венецианско-турецкой войны, Акрополь был осажден Ф. Морозини. 26 сентября 1687 года на Акрополе произошел взрыв порохового склада от попадания бомбы венецианцев. В результате взрыва был приченен большой ущерб как зданию парфенона, так и близлежащим строениям. При неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.
В 1801-1802 годах английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.
В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц .
После освобождения Акрополя, культурные памятники были взяты под опеку нового греческого государства. По возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п.
Первые археологические раскопки были проведены в период с 1835 по 1837 годы. Большие систематические археологические раскопки на Акрополе начались в период с 1885 по 1890 годы под руководством Панайотиса Каввадиа и в начале 20 века были начаты первые обширные реставрационные работы. В 1975 году был учрежден Комитет по охране памятников Акрополя, который направлен на изучение и проведение крупномасштабных проектов по его восстановлению и реконструкции.
Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями. Музей находится недалеко от Акрополя, где выставлены сохранившиеся резные орнаменты и бордюры. Особый интерес представляет фронтон храма Афины, где изображены сцены из гигантомахии и торжествующие Афина и Зевс, победившие в этой войне. Здесь хранятся фрагменты фриза Парфенона, фронтонные скульптуры, изображающие сцены борьбы Геракла с различными мифологическими существами, уцелевшие фрагменты с изображением панафинейской процессии и многое другое. |